Заметки о мотивации и вовлеченности. Часть 2.

  • Clipboard01

По разным данным, на обучение с помощью e-learning требуется на 30-60% меньше времени по сравнению с традиционными очными формами обучения. При этом важна не только скорость, но и эффективность, одним из ключевых условий которой является вовлеченность обучающихся.

Мотивация и вовлеченность, безусловно, тесно связанные друг с другом понятия. Однако, есть и существенные различия. И вот тут-то мы встречаемся с первой проблемой: довольно сложно дать определение, что представляет собой вовлеченность. Казалось бы, все знают, что это такое, просто не могут объяснить.

Итак, предлагаю Вашему вниманию размышления на тему «Что такое вовлеченность в дистанционном обучении».

1. Вовлеченность – это ощущение, настрой, эмоциональное состояние.

Что-то одно или все вместе. Способствовать вовлечению могут интерес, любопытство, азарт, вызов и даже страх. Как говорится, все средства хороши.*

2. Вовлеченность является результатом слияния многих факторов.

Составляющей успешности обучения, безусловно, является релевантность материала по отношению к задаче/проблеме/сфере применения, а также то, насколько актуальны полученные знания в контексте, т.е., непосредственно на практике.

3. Степень вовлеченности зависит от аудитории и ее целей.

При правильной постановке целей и регулярном напоминании о них происходит вовлечение аудитории в процесс обучения. Однако следует иметь в виду, что цели должны быть связаны как с предметом изучения, так и с профессиональной деятельностью обучающихся.

4. Вовлечение благодаря сторителлингу.

Не стоит недооценивать значимость повествования. За последние годы о сторителлинге было сказано и написано многое – и как о маркетинговом приеме, и как о методе обучения персонала. Хорошая история может увлечь эффективнее, чем инфографика и интерактивные элементы.

Об этом же говорит и Эми Йокинен в книге «68 Tips for eLearning Engagement and Interactivity»**: «В eLearning мы часто связываем вовлеченность с интерактивностью, вопросами и играми, но чтобы сделать электронный курс действительно интересным, мы должны в первую очередь обратиться к природной любознательности обучающихся. Давайте ту информацию, которая их заинтересует. В качестве движущей силы обучения лучше всего использовать нарратив. Без него интерактивы, игры и викторины – лишь пустая трата времени».

5. Релевантный контент сам по себе увлекателен.

Шон Бенгри подтверждает сказанное Эми Йокинен и делает не очень аппетитное сравнение скучного учебного материала с гнилым яблоком в карамельной глазури: «Независимо от того, насколько заманчиво и правлекательно оно выглядит, хороших впечатлений ожидать все равно не стоит». Другими словами, вряд ли получится замаскировать откровенно скучный материал при помощи увлекательных мультимедийных эффектов.
Тем не менее, необходимо отметить, что разработчикам электронных курсов в рамках программ корпоративного обучения редко предосталяется возможность самим выбирать, с каким контентом работать.

6. Вовлеченность зависит от степени знакомства аудитории с изучаемым предметом.

Следует определить и учитывать текущий уровень знаний целевой аудитории курса, поскольку при изложении материала, о котором обучающиеся имеют хотя бы общее представление, необходим иной подход, нежели при обучении с нуля. Кроме того, необходимо избегать слишком частого использования профессиональных терминов и нетипичных изображений, потому что обучающиеся будут больше внимания уделять незнакомым формулировкам и меньше – содержанию курса.
«Мозг обрабатывает новую информацию, связывая ее с уже имеющейся информацией. Используйте легко усваиваемые и узнаваемые слова и образы» (Эми Лейс, «68 Tips for eLearning Engagement and Interactivity»).

7. Вовлеченность = Состояние «потока»

В идеале, аудитория должна войти в состояние «потока» (по определению американского психолога Михая Чиксентмихайи). Находясь «в потоке», обучающиеся целиком и полностью концентрируются на достижении целей. К сожалению, «выпасть» из этого состояния гораздо проще, чем погрузиться в него. Поэтому разработчикам электронных курсов следует помнить о тонкой грани между сложностью задач и навыками обучающихся. Слишком высокая планка заставляет нервничать, слишком низкая – скучать, что особенно верно в отношении обучающих игр и симуляций.

Итак, вовлеченность не является синонимом мотивации. Она включает в себя самопознание, самообучение, эмоциональную включенность и энтузиазм – множество вещей, которые трудно описать и измерить.
Вовлечение непосредственным образом связано с контекстом реальных условий жизни и работы, в результате чего проявляется актуальность и релевантность изучаемого материала с другими областями знаний.
И всё же, вовлеченность – не самоцель. Конечная цель – путем вовлеченности сделать обучающихся непосредственными и активными учасниками процесса обучения. Звучит легко, но за этим стоит кропотливая работа сценаристов и разработчиков, которые осознают, что единственно правильного рецепта не существует, ингредиенты следует подбирать индивидуально в каждом конкретном случае.

И именно это мотивирует нас совершенствовать свои техники и методы.

* Использование в педагогическом дизайне такого элемента как страх может быть контрпродуктивным
** Книга «68 Tips for eLearning Engagement and Interactivity» доступна на сайте The eLearning Guild (требуется регистрация).

При подготовке этой статьи были использованы следующие материалы:

1.«10 Thoughts On Engagement In eLearning» by Abhijit Kadle
http://www.upsidelearning.com/blog/index.php/2013/07/02/10-thoughts-on-engagement-in-elearning/
2.«More About Engagement» by Abhijit Kadle
http://www.upsidelearning.com/blog/index.php/2013/07/09/more-about-engagement/
3.«68 Tips for eLearning Engagement and Interactivity», Contributing Editor — Karen Forni
http://www.elearningguild.com/publications/?id=32
4.«Дистанционный курс как виртуальная реальность», журнал «Справочник по управлению персоналом», 2012
http://www.hr-portal.ru/article/distancionnyy-kurs-kak-virtualnaya-realnost
5. «Engagement: not motivation, nor conformity» by Jon Andrews
http://thecentreonline.com.au/2014/01/15/engagement-motivation-conformity/
6.«How Do We Know When Students Are Engaged?» by Ben Johnson
http://www.edutopia.org/blog/student-engagement-definition-ben-johnson

Рубрики

About the Author:

0 комментариев
0 Пингов и трекбеков

Добавить комментарий